Анна спрашивает: “Здравствуйте, у меня вопрос по поводу иных языков. Некоторые протестантские церкви молятся на иных языках, и считают что это дар Святого Духа, тот же, который сошел на Апостолов в день Пятидесятницы. Как вы относитесь к говорению на иных языках? И вообще, какие это были языки человеческие или ангельские? Спасибо!”Здравствуйте Анна!

В первое время существования Церкви в ней присутствовало много чрезвычайных даров Божьих. В их число входила и глоссолалия – говорение на иных языках. Все эти духовные дары были даны для пользы Церкви, для её служения, то есть были в некотором роде инструментами. Таким инструментом разумеется был и дар иных языков. Мы можем прочесть в Священном Писании призыв апостола Павла обязательно истолковывать сказанное на иных языках, а иначе, имеющий такой дар должен молчать, т.к. он не приносит им никакой пользы. (1Кор. 14:26-28).

В конце XX века в США начала собираться группа верующих студентов, среди которых начали проявляться дары, похожие на те, что проявлялись во времена св. Павла. Католическая Церковь признала харизматическое обновление в Духе Святом как одно из своих движений. Но одно из обязательных условий существования таких групп – полное сотрудничество со священноначалием Церкви, т.к. важно помнить, что дары существуют для пользы Церкви, а не наоборот. Только под руководством опытных пастырей можно избежать заблуждений и прельщения, т.к. сама по себе человеческая природа склонна к субъективизму и существует опасность принять собственные эмоциональные переживания за голос Духа Святого.

Самая лучшая проверка – это духовная жизнь человека, т.к. Дух Святой проявляется не только и не столько харизматическими дарами, сколько конкретными плодами. Св. Павел перечисляет их в послании к Галатам: “..любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.” (5:22,23). Однако, помимо плодов Духа апостол упоминает и “дела плоти” – “прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное”. Если человек пребывает в каком-то из этих грехов или других, то можно быть увереным, что его харизматические дары – подделка.

Также опасно думать, что наличие дара языков есть необходимое и достаточное условие жизни духовной, присутствия Духа Святого. Сам св. Павел, обладавший этим даром, говорит, что есть “путь ещё превосходнейший”:

“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.” (1Кор.13:1-13)

Очевидно, что говоря о языках ангельских Апостол использует аллегорию, потому что Ангелам не нужно другого языка, кроме языка любви. На этом языке происходит общение на небесах.

Ответил: о. Ян Чапла